воскресенье, 20 августа 2017 г.

Произведения Антонио Гауди


Произведения Антонио Гауди (Барселона и окрестности) - Works of Antoni Gaudí
Антонио Гауди был выдающимся испанским и каталонским архитектором. Его строения, выполненные в причудливо-фантастическом стиле на стыке модерна и готики получили всемирную известность. Семь из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Творческий почерк Гауди, который в юности вдохновился идеями энтузиастов неоготики, с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической евклидовой.
В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс и причудливый Эль-Каприччо; также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет. Однако решающей для архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем, позднее ставшим его другом. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету. Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе, винных погребов, часовни и крипты, фантастического парка.
Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.
Дом Висенс

Дом Висенс — частный жилой дом, построенный в 1883—1885 гг.. в Барселоне для семьи Мануэля Висенса, одна из достопримечательностей каталонской столицы, первый крупный заказ Гауди. Проект дома был выполнен А. Гауди в 1878 году, то есть практически одновременно с получением диплома архитектора. Дом, предназначенный под летнюю резиденцию, был заказан М. Висенсом, фабрикантом кирпича и керамической плитки. При строительстве дома Гауди использовал большое число различных декоративных элементов, таких как башенки, эркеры, балконы, выступы фасадов. Это позволило ему, несмотря на простоту формы здания, добиться удивительного богатого объёмного решения. Основным строительным материалом является необработанный камень, который молодой архитектор использует в сочетании с производимыми заказчиком кирпичом и полихромными изразцами, образующими шахматный или цветочный узор. И конструктивное, и декоративное решение здания выполнены под влиянием испано-арабского стиля мудехар. Эта работа Гауди, по сути, является одной из первых архитектурных работ в стиле модернизма, который резко контрастировал с преобладавшим в то время эклектизмом.

Саграда-Фамилия

Создание собора началось в 1882 году с малознакомого истории архитектора Франсиско де Вильяра. Изначально сооружение задумывалось исполнить в неоготическом стиле, в духе того времени и в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь. В соответствии с этим было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, волею случая Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году.

С этого момента жизнь Гауди будет неразрывно связана со строительством собора. Он жил и дышал этим произведением, он был фанатично предан ему и часто лично собирал пожертвования на его возведение. Кстати, жил автор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье незавершенного здания. Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. 

Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. Гауди задумывал выполнить три фасада - Рождество, Страсти Христовы и Воскресение, каждый из которых должен быть увенчан четырьмя остроконечными башнями, высотой до 112 метров, которые бы складывались в общее число 12, что соответствовало бы 12 апостолам. Еще 4 башни, по 120 метров каждая, должны символизировать Евангелистов и окружать центральную, самую высокую башню (170 м), посвященную Иисусу, на которой должен располагаться крест. Главным несущим элементом в конструкции основного объёма церкви являются колонны, распределяющие вес башен и сводов. По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса. Это необычное архитектурное решение изначально было продиктовано конструкционной необходимостью: поиском центра тяжести опирающейся на колонну части свода. Башню с колокольней в честь Девы Марии предполагалась расположить над апсидой. Гауди решил, что даже самая высокая башня храма не должна превышать самую высокую гору в Испании, Монжуик. Как истовый христианин, он не мог свое произведение поставить выше, чем творение Бога.

Каждый фасад должен нести собственную смысловую нагрузку, переданную барельефами, которые передавали бы повествование о жизни и делах Христа. С 1918 по 1926 год Гауди работал исключительно над храмом, но при его жизни был частично завершен только фасад Рождества — тот самый, который украшает большинство открыток и книг, посвященный Барселоне. Считается, что Гауди приступил в первую очередь к реализации этого проекта, потому что боялся отпугнуть горожан фасадом Страстей, который бы очень откровенно и жестоко повествовал о распятии Христа. Фасад Страстей начали строить в 1954 году уже после смерти архитектора его ученики по наброскам и планам своего гениального учителя. Фасад Рождества был окончательно завершен только во второй половине XX века. С 1964 года здесь работает уникальная и красивейшая подсветка. В 1909–1910 годах Гауди построил рядом с храмом интересную по форме и конструкции церковно-приходскую школу, которая должна была носить временный характер, но стоит и по сей день.

Достоинства архитектуры, необычность формы и структуры здания в целом подчеркивает внутренняя и внешняя отделка храма. Понимая, что при его жизни работа над храмом не будет завершена, Гауди спланировал многие внутренние детали. Желание избежать прямых линий вместе со стремлением упростить конструкцию привели к появлению принципиального решения об использовании геометрических фигур с линейчатой поверхностью, таких как гиперболоид, гиперболический параболоид, геликоид и коноид. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей, продуманностью сюжетов, линий, переходов, сочетанием различных стилей. Это и модерн, и готика, и христианские традиции, щепотка барокко, толика восточного зодчества, и все это не китч, это совершенно гармоничная композиция, в которой нет ничего лишнего. Винтажные ступени, новаторские диагональные опоры, колонны в виде ветвистых деревьев, выложенные майоликой башни и украшенные зодиакальными символами и дарами природы, виноградными лозами и гроздьями, раковинами, пшеничными колосьям. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от порывов ветра. Он создал сложною осветительную систему, где свет должен был проникать через проемы в башнях и через витражи на разных уровнях, что создавало бы ощущения струящегося света.

В 1954 году, многим после смерти Гауди его последователи приступили к постройке фасада Страстей. Внутри этой части храма был впоследствии открыт музей, в котором представлены сохранившиеся наброски, чертежи, разработки самого автора, а так же художественные и технические объекты, связанные со строительством сооружения, на протяжении всей истории его существования. С 1977 и вплоть до начала 21 века велись работы по строительству четырех башен, оформлению фасада скульптурами и внутреннее украшение здания витражами. В 2000 году началось создание фасада Славы и одновременно планировалось воздвижение башни Христа и Девы Марии. Работы ведутся по сей день и по предварительным подсчетам глобальное окончание строительства планируется к 2030 году. Все последнее десятилетие храм окружен желтыми жирафами подъемных кранов, которые забавно и странно смотрятся между коническими верхушками башен. Запечатленные миллионами туристов на фотографиях они, в какой-то степени тоже увековечены и приобщены к истории архитектурного шедевра.

  • Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Periódico de Catalunya, в 2006 г. строительство посетило 2,26 миллиона человек, что ставит объект в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.
  • Начатое и продолжающееся исключительно на частные пожертвования строительство ведётся на участке, не принадлежащем Церкви, и не курируется епископатом. Вследствие этого наблюдаемое иногда в русскоязычных текстах и устной практике именование церкви Саграда Фамилия собором является ошибочным. Следует помнить, что главным епархиальным храмом Барселоны остаётся кафедральный собор Св. Евлалии («Ла Сеу») в Старом городе, а не церковь Саграда Фамилия.
  • В 2008 году группа из более чем четырёхсот деятелей культуры Испании призвала остановить работы по строительству храма. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии.
  • Скорому окончанию строительства препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы сооружения. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.

Пакр Гуэль

Инициатива создания парка принадлежала каталонскому промышленнику, меценату и политику, давнему покровителю Гауди Эусебио Гуэлю, чье имя и получил парк. Гуэль вдохновился идеей английских городов-садов и захотел создать что-то подобное рядом с Барселоной, для чего и выкупил 15 гектаров земли в этом месте. В будущем городе-саде планировалось построить 40 домов и вилл для состоятельных горожан, но в итоге весь проект обернулся огромным экономическим провалом, и из 40 планировавшихся зданий возвели только три, в одном из которых с 1906 года и почти что до конца жизни жил сам Гауди (сейчас там находится дом-музей великого архитектора). Город-сад не получился из-за своего расположения — ни далеко, ни близко от центра, что не особо устроило потенциальных жильцов. В итоге наследники Эусебио Гуэля продали парк городским властям, которые открыли его для посещения простым людям.

В парке как нельзя лучше отразилась любовь Гауди к природным, извилистым и волнистым формам, которые здесь непосредственно и небывало естественно вплетены в природный ансамбль, то, над чем будут биться архитекторы через не один десяток лет.

У входа в парк со стороны улицы Olot гостей встречают два сказочных «пряничных» домика, один из которых увенчан крестом, а другой — грибом. После входа начинается удивительная изогнутая лестница с небольшими фонтанчиками, гербом Каталонии, фигурами животных, самая знаменитая из которых — разноцветный мозаичная ящерица, которая уже стала одним из символов Барселоны. Лестница завершается у Зала Ста Колонн, в котором, на самом деле, только 86 дорических колонн, поддерживающих извилистый сводчатый потолок, также украшенный различным цветным стеклом, медальонами и т. д. В этом Зале отличная акустика, так что сегодня здесь часто проводятся различные концерты.

Во время строительства парка Гауди приказывал рабочим приносить на стройку найденные по дороге битые бутылки, посуду, любые осколки, из которых затем получались удивительные по красоте и яркости коллажи. Именно такой коллаж и украшает знаменитую изгибающуюся скамью-парапет парка Гуэль, созданную соратником архитектора Жузепом-Марией Жужолем. Скамья находится на большой площадке-террасе рядом с Залом Ста Колонн. Профиль этой скамьи точь-в-точь повторяет изгибы человеческого тела. В парке архитектором была также проложена продуманная система дорог и прогулочных аллей, проходящих через галереи с колоннами, которые выглядят почти как настоящие громадные птичьи гнезда и, собственно, такое название и носят.

Каса-Мила

Официальное название дома – «Каса Мила» («Casa Milà»), по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера» («La Pedrera»), что означает «Каменоломня». Это строение входит в десятку самых популярных достопримечательностей Барселоны: Ла Педрера принимает около 1 млн посетителей в год.

Дом Мила называется так не случайно: он был построен Антонио Гауди по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс. По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.

Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было закончено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком архитектор отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара был вынужден обратиться в суд.

Дизайн Каса Мила в Барселоне по праву можно назвать новаторским даже в сравнении с ведущим стилем того времени – модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости опорных стен в здании. Стены в Доме Мила являются внутренними перегородками, которые можно перемещать и таким образом моделировать пространство по желанию хозяев и квартиросъемщиков.

Фасад Ла Педреры напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы «Аве Мария» на латыни.

Внутренний интерьер здания выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Как всегда, Гауди тщательно продумал систему вентиляции, которая позволяет отказаться от искусственных кондиционеров. 

Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.

Международный Парк Мира Уотертон-Лейкс–Глейшер

Международный Парк Мира Уотертон-Лейкс–Глейшер -Waterton Glacier International Peace Park Международный парк мира Уотертон-Лейкс...