суббота, 5 августа 2017 г.

Шёлковый путь: сеть маршрутов Тянь-Шанского коридора


Шёлковый путь: сеть маршрутов Тянь-Шанского коридора - Silk Roads: the Routes Network of Chang'an-Tianshan Corridor
22 июня 2014 года ЮНЕСКО определила протяженность сети Шелкового пути протяженностью 5000 км от Центрального Китая до региона Жетысу Центральной Азии в качестве объекта Всемирного наследия. Этот коридор охватывает Китай, Казахстан и Кыргызстан и включает в себя 33 новых объекта и несколько ранее обозначенных объектов наследия. 
Великий Шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памири шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Впервые "шелковыми" эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин "Великий шелковый путь" в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде "Китай". Великий шелковый путь - своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта для товаров. На Востоке говорят: "сидящий - циновка, идущий - река".
Завоевательные походы Александра Македонского значительно расширили познания Запада и Востока друг о друге, создав предпосылки для установления торговых связей. Китай начал экспортировать шёлк, как только осознал свою потребность сначала в нефрите и жадеите из копей Хотана и Яркенда, а потом в породистых арабских скакунах, которые значительно превосходили по своим качествам низкорослых китайских лошадей.

Старая Северная дорога возникла во времена императора У-ди из династии Хань, который послал за "Небесные горы" Тянь-Шань к племени юэчжи опытного дипломата и военачальника Чжан Цзяна для заключения военного союза. Результатом его странствий стал отчет императору о "путешествии длиной в 25 тысяч ли". Во время путешествия 138—126 годов до н. э. дошедший до Бактрии Чжан Цянь увидел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и статью коней. Он доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино, люцерну и др. Шёлк на Западе высоко ценили за его способность противостоять всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам. Таким образом, Чжан Цяню удалось установить отношения между Китаем и эллинистическими государствами Азии, а также собрать сведения о Парфии и Индии.

В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. В 117 году до н. э. У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, большим посольством, большим количеством денег и шёлка — на этот раз в землю усуней, населявших бассейн реки Или. От усуней послы должны были разъехаться по другим странам, начиная с соседних среднеазиатских (Кангюй, Бактрия, Согдиана).

Торговля по установившемуся маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной дороге. Кроме того, часть товаров шла по Индийскому океану. С I века н. э. морской торговый путь между Европой и Китаем, посредниками на котором выступали ханьские данники Цзяочжи и кхмерская держава Фунань, был более-менее стабильным. 

Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.

В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство.

За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. Предприимчивые согдийские купцы основывали торговые фактории в Кашгаре, Яркенде, Хотане - вдоль дорог, ведущих в Китай. Здесь они встречали караваны из Поднебесной империи и скупали драгоценный шелк и тончайший фарфор. Далее китайские торговцы не рисковали пускаться в путь. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия.

В сложный для торговли период VIII—X веков вместо шёлкового стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операторами» которых выступали хазары и скандинавы-варяги. Наплыв богатств с Востока ускорил расслоение в этих землях и привёл к формированию государственных образований, первоначально состоявших из цепочки торгово-военных факторий вдоль основных торговых путей (Волжская Булгария, Хазарский каганат, Русский каганат).

В результате ирано-византийских войн VI—VII вв. по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шёлкового пути. Это произошло из-за попытки персов блокировать торговые связи Византии путём обложения греческих купцов высокой пошлиной. В связи с этим караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход державы Сасанидов. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути — Мисимианский и Даринский.

Таким образом, этот путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись, подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающая Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ вдоль пустыни Гоби, через Таримский бассейн, далее по Восточному Туркестану. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд - столицу Согдианы, Бухару, Хорезм, далее к берегам Каспия. Часть караванов из Самарканда держала путь в Бактрию и через долину Кашкадарьи выходила к Термезу, откуда, переправившись через Амударью, направлялась на Юг в Бактры и Индию.

Другое ответвление дороги из Тарима огибало пустыню Такла-Макан с юга и через Хонан и Яркенд вело в Бактры (северный Афганистан) и Мерв, откуда через Персию, Сирию доходило до Средиземноморья, и часть товаров морем попадала в Рим и Грецию. 

К XV веку шёлковый путь пришёл в упадок ввиду возобновления военных конфликтов в Средней Азии (вторжение туркменов, завоевания Тамерлана), которые стимулировали развитие морской торговли, приведшее в перспективе к Великим географическим открытиям. О росте интереса китайцев к морской торговле свидетельствовали, в частности, путешествия Чжэн Хэ в Персидский залив и к берегам Африки. После создания в XIII веке Монгольской империи, в пределах которой оказалась почти вся протяжённость Шёлкового пути, возникли предпосылки для оживления сухопутной торговли по древним маршрутам. Такие европейские путешественники, как Марко Поло, Карпини, Рубрук, при содействии монголов беспрепятственно проделывали путь до Восточного Туркестана и обратно. Теми же самыми путями распространялась в XIV веке и «чёрная смерть». Западный участок пути в XIV—XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы, которые обзавелись укреплёнными факториями по берегам Чёрного моря.

Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии, технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумагии т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении.

Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали ученые, исследователи. Из путевых записок и научных трудов китайского монаха Сюань Цзяна и венецианского купца Марко Поло, арабского проповедника Ахмеда ибн Фадлана и баварского воина Шильтбергера, венгерского исследователя Арминия Вамбери и шведского географа Свена Хедина, русского ученого Алексея Федченко и швейцарской журналистки Эллы Майяр, американского геолога Рафаэля Пампелли и французского путешественника Жозефа Мартена мы знаем об истории народов, населявших страны, лежавшие вдоль Великого шелкового пути, их обычаях и нравах.

Великий шелковый путь представляет уникальную культурную ценность для человечества. В 1988 году ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного "Интегральное изучение Шелкового пути - пути диалога". В ходе реализации проекта были проведены десятки научных конференций и семинаров, созданы кинофильмы, опубликованы книги, брошюры и статьи, отреставрированы некоторые археологические и архитектурные памятники. Но, конечно, фактологической и информационной основой всей этой деятельности стали международные научные экспедиции по Великому шелковому пути.

Первое из путешествий, в котором участвовали представители 19 стран, прошло летом 1990 года по пустыне из Сианя до Кашгара в Китай. Большой общественный резонанс вызвало морское путешествие из Венеции - города, являющегося "окном" Запада на Восток - в Осаку, в конце 1990-го - начале 1991 года. Члены экспедиции - ученые и журналисты из 34 стран - преодолели расстояние в 27 тысяч километров. Плодотворным было и кочевое путешествие по Монголии с 10 июля по 5 августа 1992 года.

В марте 2008 года Китай представил предварительный список 48 объектов Шелкового пути для ЮНЕСКО в качестве культурного наследия. В 2008 году Иран представил предварительный список сайтов Шелкового пути в провинции Хорасан. В 2010 году, Туркменистан представил список из 29 участков по 11 участкам Шелкового пути. Чуть позже Индия представила предварительный список сайтов Шелкового пути, разделенных на 12 компонентов. 19 февраля 2010 года Кыргызстан представил список из шести сайтов, а Узбекистан представил список с 18 объектами. Предварительный список Казахстана был представлен в мае 2012 года. 

В конце 2011 года ЮНЕСКО предложила, чтобы из-за обширных масштабов проекта «Шелковый путь» приложение было разделено на коридоры. В декабре 2011 года Китай, Казахстан и Кыргызстан согласились совместно подать заявку на один коридор из Центрального Китая через хребет Тянь-Шаня. 

Чанъань-Тянь-Шанский коридор Шелкового пути, который был одобрен Комитетом всемирного наследия в июне 2014 года на участке № 1442, состоит из 33 новых объектов в Китае, Казахстане и Кыргызстане. Участки включают столицы и дворцовые комплексы различных империй и королевств, торговые поселения, буддийские пещерные храмы, древние тропы, почтовые хранилища, горные перевалы, маяковые башни, секции Великой стены , укрепления, гробницы и религиозные здания. 

Эти объекты классифицируются по четырем регионам вдоль Шелкового пути:
  1. Центральный Китай - древние императорские столицы в Центральной и Гуаньчжунской равнинах Китая. 
  2. Коридор Hexi в провинции Ганьсу, соединяющий Китайский строй и Синьцзян
  3. Север и Юг Тянь-Шаня в Синьцзяне, Китай 
  4. Жетысуский район Ильи и Таласских долин Казахстана и Чуйская долина Кыргызстана 
    • Сайт Каялыка, Алматинская область, Казахстан 
    • Карамерген, Алматинская область, Казахстан 
    • Талгар, Алматинская область, Казахстан 
    • Актобе, Джамбылская область , Казахстан 
    • Кулан, провинция Джамбыл, Казахстан 
    • Акыртас, Джамбылская область, Казахстан 
    • Орнек, провинция Жамбыл, Казахстан 
    • Костобе, провинция Джамбыл, Казахстан 
    • Суяб (участок Ак-Бешим), провинция Чуй , Кыргызстан 
    • Город Баласагун (участок Бурана), провинция Чуй, Кыргызстан 
    • Город Неваке (участок Красной Речки), провинция Чуй, Кыргызстан 

Международный Парк Мира Уотертон-Лейкс–Глейшер

Международный Парк Мира Уотертон-Лейкс–Глейшер -Waterton Glacier International Peace Park Международный парк мира Уотертон-Лейкс...