вторник, 1 августа 2017 г.

Исторические районы Стамбула


Исторические районы Стамбула - Historic Areas of Istanbul
Стамбул - очень древний город на стыке Европы и Азии, античный Византий и средневековый Константинополь, в наши дни крупнейший мегаполис Турции, неофициальная и экономическая её столица, с населением около 15 миллионов человек. Занимая стратегическое положение на проливе Босфор, между Балканами и Анатолией, и между Черным и Средиземным морями, Стамбул был связан с важнейшими событиями в мире политики, религии и искусства на протяжении более 2 тыс. лет. Город уникален интеграцией архитектурных шедевров, отражающих многовековую встречу Европы и Азии, запечатленную гением византийских и османских архитекторов. Его шедевры – древний ипподром Константина, храм Святой Софии VI в. и мечеть Сулеймания XVI в., – находятся теперь под угрозой разрушения из-за перенаселенности города, промышленных загрязнений и неконтролируемой урбанизации. 
Исторический центр или Исторический полуостров, называемый районом Фати́х — часть города, совпадающая с территорией, заключенной внутри бывших стен Константинополя. В районе сосредоточена большая часть главных исторических и культурных достопримечательностей города. В современном Стамбуле Фатих считается бедным консервативным районом, существенную часть населения которого составляют семьи мигрантов из Анатолии.

Стены Константинополя

Феодосиевы стены длиной 5630 метров были воздвигнуты с 408 по 413 годы для защиты Константинополя от варваров при императоре Феодосии II, когда город на семи холмах вырос за пределы тех стен, которые были предусмотрены его основателем, Константином Великим. Были укреплены после того, как часть их обрушилась при землетрясении 740 года, тогда же перед стеной был вырыт широкий ров. 

Внутренняя стена высотой 12 метров и шириной 5 метров через каждые 55 метров была укреплена шестиугольной либо восьмиугольной башней высотой в 20 метров, общее количество которых доходило до ста. Нижний ярус башен был приспособлен под склад продовольствия. Внешняя городская стена была меньше внутренней и по высоте и по ширине. Из 96 башен внешней стены десять были проездными, из которых парадными считались Золотые ворота — прообраз одноимённых сооружений в Киеве и Владимире. 

Также мешал штурму стен флот Византии, из-за чего много осад Константинополя не завершилось успехом, однако во время Четвёртого крестового похода в 1204 году город был захвачен, так как корабли крестоносцев прорвали Золотой рог, а солдаты на стенах под напором врага капитулировали.

Наиболее слабым отрезком стены были Средние стены в речной долине длиной 1250 метров. Именно этот участок штурмовал Мехмед II во время осады Константинополя в 1453 году. Значительная часть их оказалась в руинах, но была оперативно отстроена как Семибашенная крепость и поддерживалась в надёжном состоянии до XIX века. То место, где янычары проникли в город, отмечено памятным знаком.

По мере роста Стамбула Феодосиевы стены начали сносить, преимущественно в конце XIX и начале XX века. В 1980-е годы ЮНЕСКО выделило средства на воссоздание разобранных отрезков стены в первоначальном виде, однако восстановление было довольно поверхностным и, как следствие, вновь отстроенные участки стены больше других пострадали во время недавних землетрясений.

Сарайбурну

Сарайбурну́; в английской литературе известен как Сера́льо — мыс, разделяющий залив Золотой Рог и Мраморное море. На нём располагаются знаменитые дворец Топкапы и парк Гюльхане. Первое поселение на территории современного мыса Сарайбурну возникло около 6600 года до н. э. и относится к эпохе неолита. Просуществовав около тысячи лет, оно было смыто вследствие повышения уровня моря; вполне возможно, что поселенцы переместились вглубь континента. В 667 году до н. э. греческие переселенцы из Мегар (город недалеко от Афин) во главе со своим царём Византом основали здесь город Византий. На месте современного дворца Топкапы ими был построен акрополь. Однако, как оказалось, поселение на этом месте существовало задолго до греков. Найденные здесь остатки финикийского порта относятся к медному веку. В период античности в районе мыса Сарайбурну существовали две природные гавани — Просфорион и Неорион — врезавшиеся в береговую линию Золотого Рога, благодаря которым мыс был более заметным. Со временем мыс стал местом стыка двух городских (морских) стен, отделявших город от моря. 

Топкапы

Топкапы́, устар. Сераль — главный дворец Османской империи до середины XIX века. После падения Османской империи дворец превращён в музей — один из крупнейших по площади в мире. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц (и это только десятая часть коллекции).

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид на месте византийской площади Быков. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон».

В 1475-78 гг. Мехмед начал сооружать на развалинах резиденции византийских императоров новый дворец — Топкапы. Первые полвека Топкапы служил лишь "рабочей" резиденцией султанов: «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. В XVI веке Роксолана добилась переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане Великолепном стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания. Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой.

В последующие века дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новую европеизированную резиденцию — дворец Долмабахче.

Собор Святой Софии (Айя-София)

Собор Святой Софии — Премудрости Божией — бывший патриарший православный собор, после захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. В 1935 году он приобрёл статус музея, официальное название памятника на сегодняшний день - музей Айя-София.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. Более тысячи лет Софийский собор оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади в 324—337 годах при императоре Константине I. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора:

"Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки".

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. От каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.

29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а так же одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Находившиеся в храме молящиеся были убиты и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом, к которым также примыкают по три ниши с каждой стороны. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник, образующий три нефа. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. Стены и пол храма были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей. Среди них - рунические надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. 

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии».


Голубая мечеть

Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет — первая по значению мечеть Стамбула. Насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. 

В начале правления Ахмеда I Османская империя вела одновременно две войны — с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети. Строительство началось в августе 1609 года, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. С целью постройки мечети на площади Ипподрома были разрушены здания как византийского, так и раннеосманского периодов. 

Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и решивший превзойти своего учителя. Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. По легенде, султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок. 

Одним из поразительных элементов мечети является михраб — молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки. С западной части мечети есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с Аллахом. Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов — предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. 

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай

Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.

Галатская башня

Галатская башня расположена в европейской части Стамбула на высоком холме района Галата. Её видно почти со всех точек центральной части города. Высота башни 61 метр, диаметр — 9 метров, высота над уровнем моря — 140 метров. Башня является одним из символов города.

Реконструкция 1832 года затронула верхнюю часть: появилась смотровая площадка. Дежуривший на ней круглосуточный караул следил за возникновением в части города, расположенной на северном берегу Золотого Рога, очагов пожаров и беспорядков. Известно, что ещё в 5 столетии н. э., в этих окрестностях высилась башня. Когда генуэзцы отбили этот район у византийцев и основали здесь свою колонию, в 1341 году они начали возводить вокруг неё оборонительные стены. В 1348—1349 годах на вершине холма ими была построена башня, дошедшая до наших дней. Тогда она называлась «Башня Иисуса» и служила своеобразным ориентиром для мореплавателей и торговцев. Своё настоящее имя башня получила во времена Османской империи. Султан Мехмед Завоеватель уменьшил высоту башни на 6,8 метра, удалив купол. В период правления султана Мурада III (1574—1595) башня использовалась как обсерватория. В 1632 году башня стала отправной точкой для одного из самых первых полётов в истории. Как утверждается, учёный по имени Хезарфен Ахмет Челеби спрыгнул с башни на самодельных крыльях, перелетел через Босфор и благополучно приземлился в азиатской части города, за что был награждён султаном, а позже изгнан в Алжир.

В 1964—1967 годах башня была реставрирована, был перестроен купол конической формы. Позже в башню встроили лифт. В настоящее время в верхней части башни расположены ресторан, ночной клуб и смотровая площадка. Является музейным объектом.

Цистерна Базилика

«Цистерна» переводится с греческого как «водохранилище». На 2013 год под Стамбулом найдено более 40 цистерн. В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя — акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенных в 19 км к северу от города. Цистерна Базилика — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом. Расположена в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии.

Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения — 145 × 65 м, ёмкость — 80 000 м³ воды. Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн 8-метровой высоты, стены толщиной 4 м сделаны из огнеупорного кирпича и покрыты специальным водоизоляционным раствором.

Бо́льшая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, часть из них состоит из одной, другие из двух деталей, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны (одна из них расположена вниз головой, другая повёрнута на бок, предположительно для того, чтобы никто не боялся окаменеть, взглянув в глаза этого чудовища). Неизвестно, откуда они привезены и какому древнему сооружению принадлежали раньше. 

Цистерна активно использовалась до захвата Константинополя турками, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей. В Цистерне проходили съемки эпизода фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью», а в наше время — другой остросюжетной картины, «Интернэшнл» (2009). Здесь же происходит одно из заданий Assassin's Creed: Revelations и действие романа Дэна Брауна «Инферно».

Площадь Султанахмет 

Площадь Султанахмет — главная площадь Стамбула.

Часть площади Султанахмет находится на месте древнего Ипподрома, строительство которого было начато римским императором Септимием Севером в 203 году, когда город ещё назывался Византием. В 330—334 годах император Константин, создавая новую столицу, полностью перестраивает Ипподром. После перестройки размер сооружения составлял около 450 метров в длину и 120 метров в ширину, вместимость ипподрома составляла около 100 000 человек. Ипподром украшала знаменитая квадрига, вывезенная в 1204 году в Венецию.

На ипподроме проводились гонки колесниц, которые по своему накалу страстей приводили к крупным потасовкам среди болельщиков, а иногда и бунтам. Болельщики зрелищ (гладиаторских боёв, а затем, с введением христианства — цирков и ипподромов) как старой Римской, так и в Восточной империях делились на несколько группировок по цветам, в частности, колесниц, за которые болели и которые ими содержались: красные, белые, синие, зелёные. На протяжении нескольких веков самыми крупными и влиятельными были две основные категории — «голубые» (венеты) и «зелёные» (прасины). Обычно императоры благоволили какой-либо группировке. Самый крупный бунт объединившихся венетов и прасинов, который получил название восстание «Ника», произошёл при правлении императора Юстиниана в 532 году. В результате Константинополь был существенно разрушен и при подавлении восстания было убито более 35 000 человек.

После завоевания турками Константинополя в 1453 году, Ипподром использовался лишь в качестве места проведения различных представлений, ярмарок и других увеселительных мероприятий. В 15-16 веках сооружение постепенно разбиралось для строительства Дворцов Топкапы и Ибрагим Паши, а также фундамента мечети султан Ахмета. Сфендон сооружения остался целым, но окна в нем турки заложили кирпичом. Изыскания обнаружили в сфендоне громадные пустые помещения, частично залитые грунтовой водой. Также были обнаружены подземные ходы, ведущие к Дворцу Ибрагим Паши и Топкапы под поверхностью площади Султан Ахмет.

Египетский обелиск или обелиск Феодосия был привезён из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия I и был установлен на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте. На постаменте изображены разные сцены с участием императора Феодосия и сцена установки обелиска на Ипподроме. Обелиск является самой старой «постройкой» Стамбула, его возраст датируется XVI веком до н. э., его вес достигает 300 тонн. На всех сторонах обелиска имеются египетские иероглифы, изображающие героические деяния фараона Тутмоса III, в верхней части изображён фараон и бог Амон. При перевозке оригинал обелиска длиною 32,5 м, был укорочен, в настоящее время его высота вместе с пьедесталом достигает 18,80 метров.

Змеиная колонна была привезена из дельфийского святилища Аполлона в Греции в 326 году по приказу императора Константина Великого. Колонна символизировала победу 479 года до н. э. греческих городов-государств над персами при Платеях. В оригинале эта колонна, высотой 6,5 метров, состояла из трёх переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причём сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Чаша была утеряна в античные времена, а змеиные головы были разбиты в 1700 году. В византийские времена колонна использовалась в качестве фонтана и имела 29 ажурных углублений на бронзовом основании. В настоящее время высота колонны составляет 5 метров.

Колосс (Ажурная каменная колонна) был построен из каменных блоков по приказу императора Константина VII в честь памяти своего деда Василия I. Первоначальная высота колонны была 32 метра, она была покрыта позолоченными бронзовыми (по другой версии — медными) листами, которые были содраны и переплавлены крестоносцами во время 4-го крестового похода (1204 год). В настоящее время высота колонны составляет 21 метр.

Международный Парк Мира Уотертон-Лейкс–Глейшер

Международный Парк Мира Уотертон-Лейкс–Глейшер -Waterton Glacier International Peace Park Международный парк мира Уотертон-Лейкс...